
Как и многие студенты Академии, богатством Ге был обделён. В годы учёбы он писал на заказ портреты, репетиторствовал в домах петербургской знати. Кумиром Ге был Карл Брюллов, который в ту пору уже был тяжело болен, и поэтому юному художнику приходилось изучать его творчество только по картинам. В его первых работах – картинах на библейские и мифологические сюжеты – заметно подражание Брюллову (на некоторых полотнах он так прямо и писал). Успехи молодого человека были оценены преподавателями – в 1855 году за полотно «Ахиллес оплакивает Патрокла» он получил Малую золотую медаль, а парой лет позже – Большую золотую медаль за картину «Саул у Аэндорской волшебницы». Последняя награда давала возможность отправиться за счёт Академии художеств в поездку по Европе, что Николай и сделал.

Ге путешествовал по Швейцарии, Германии, Италии, создав ряд портретов, пейзажей, а также эскизы новых исторических сюжетов. В Риме он познакомился с Александром Ивановым, который уже закончил своё эпическое полотно «Явление Христа народу» и готовил его к вывозу. Оно настолько впечатлило молодого Ге, что тот сам обратился к тематике религиозной живописи. Но творческая деятельность продвигалась туго – художника тяготил академический классицизм, но ему нужно было исполнить какую-нибудь достойную работу, чтобы вернуться из пенсионерской поездки. При изучении Евангелия ему пришла в голову идея картины «Тайная вечеря». Буквально за две недели, без набросков, он закончил это полотно. Картина очень понравилась публике – Илья Репин назвал её не имеющей равных во всей Европе за все периоды христианского искусства, а Лев Толстой признался, что сам всегда так же представлял последний вечер Христа, как изображено Ге. В 1863 году, по возвращении в Петербург, он стал профессором исторической живописи. Годом позже Александр II выкупил «Тайную вечерю». Сегодня её можно увидеть в Русском музее.

Но принципы академической живописи стесняли художника. Как нельзя кстати для него оказалось создание выходцами из Академии художеств, столкнувшимися с теми же проблемами, «Товарищества передвижных художественных выставок». Настала пора обратиться к сравнительно недавней истории. Для первой же выставки передвижников он написал известное полотно «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Экспонировалась оно уже с табличкой «Собственность Павла Третьякова», так как знаменитый купец-меценат сразу же приобрёл её ещё в мастерской. Затем последовали известные картины «А. С. Пушкин в селе Михайловском», «Екатерина II у гроба Елизаветы», ряд портретов его знаменитых современников.

В 1875 году уставший от столиц художник купил хутор Ивановский в Черниговской губернии, и переехал туда. Там он продолжал писать в основном портреты, а также вновь вернулся к библейской тематике. По отзывам коллег по художественному цеху, Ге первым среди них уловил новое реалистическое направление в их создании, освежив академический жанр. В 1893 году он создал автопортрет, который исследователями его творчества считается одной из лучших работ.

Николай Николаевич ушёл из жизни 1 (по новому стилю – 13) июня 1894 года. Похоронен он на окраине своего хутора (ныне – село Шевченко Бахмачского района Черниговской области Украины).

Двое сыновей Ге также проявляли художественные способности, но, в отличие от своего родителя, по этой стезе решили не идти. Один – Николай – стал издателем и писателем, другой – Пётр – мировым судьёй. Старший даже оставил после себя несколько десятков рисунков, которые хранятся в Третьяковской галерее. А младший сохранил большую часть картин отца и передал их – частично в ту же Третьяковку, частично – в Киевский музей. Жизнь они были вынуждены окончить уже в эмиграции, сорванные с места лихолетьем Гражданской войны.
Обложка: Портрет Н. Н. Ге кисти Н. А. Ярошенко. 1890 год. Государственный Русский музей. Источник: http://www.picture.art-catalog.ru/
Source: https://oaoo.ru/p/ge-nikolai.html